Меховое производство. Справочная информация по технологии скорняжного производства. Моделирование и конструирование лекал для пальто из натурального меха.

Процесс обработки бортов можно разбить на три этапа: обработка подбортов, обработка бортовой прокладки и сборка бортов.

Подборта в меховой одежде чаще всего проектируют неотрезными (рис. 4.13, 4.14, а) с целью сохранения целостности меха или с отрезной частью подбортов на участке лацканов.



В изделиях из длинноволосого меха целесообразно применение отрезных подбортов (рис. 4.14, б, в) из кожи, замши или ткани, которые в основном дублируются клеевой прокладкой. Части подбортов из этих материалов соединяют стачным швом на стачивающей машине с последующим разутюживанием или расстрачиванием шва. В случае использования подбортов из меха части стачивают на скорняжной машине. В изделиях с отрезной частью подбортов на участке лацканов сначала лацканы притачивают к верхним срезам припусков бортов, затем сметывают их с бортами, припосаживая лацканы. При этом величина посадки зависит от формы лацканов, толщины кожевой ткани, высоты и густоты волосяного покрова меха.

Обработка края борта с цельновыкроенными подбортами

Рис. 4.13. Обработка края борта с цельновыкроенными подбортами

 

Обработка края борта: а – в изделиях из недорогих видов ПМП; б, в – отрезными подбортами из кожи

Рис. 4.14. Обработка края борта: а – в изделиях из недорогих видов ПМП;
б, в – отрезными подбортами из кожи


Обработка бортовой прокладки заключается в стачивании вытачек, а также надставок на стачивающей машине или машине с зигзагообразной строчкой накладным швом с открытым срезом или швом встык. В последнем случае под шов подкладывается полоска хлопчатобумажной ткани. В изделиях с отлетной подкладкой внутренний срез бортовой прокладки обметывается.

Сборку бортов в основном осуществляют по типовой последовательности. В изделиях с бортовой прокладкой ее внешний край должен совпадать с линией перегиба борта. Бортовую прокладку прикрепляют тремя продольными строчками на машине потайного стежка, располагая две строчки на расстоянии 1,5–2 см от срезов прокладки и одну строчку посередине. При наличии лацканов их выстегивают тремя-четырьмя строчками параллельно линии перегиба лацкана. Первую строчку прокладывают на расстоянии 1 см от линии сгиба лацкана. В изделиях улучшенного качества из дорогостоящего меха прокладка может быть прикреплена ручным способом (прямыми стежками).


Для повышения прочности и устойчивости формы в борта и низ прокладывают кромку. Если кромка клеевая, ее прокладывают на начальном этапе упрочнения до операций выстегивания, забоковки срезов и соединения полочек с бортовой прокладкой (рис. 4.13, а), если неклеевая – после выполнения перечисленных операций (рис. 4.13, б, в). Внешний край кромки должен совпадать с линией перегиба борта и низа полочек и отставать на 1,0 см от линии перегиба лацкана в сторону проймы. На остальных участках ее прокладывают на расстоянии 0,1–0,2 см от срезов деталей мехового верха. Как и при изготовлении верхней одежды пальтово-костюмного ассортимента из тканей, кромку по борту прокладывают, выполняя посадку полочки. Величина посадки зависит от конструкции изделия и вида меха. Ориентировочно посадку распределяют следующим образом: по уступу лацкана и между петлями 0,2–0,3 см; по лацкану 0,4–0,5 см; на остальной части борта кромку прокладывают с натяжени­ем. В изделиях с застежкой доверху и с цельновыкроенными подбортами кромку по всем участкам борта прокладывают с небольшим натяжением.

При изготовлении меховой одежды используют различные виды застежек: застежки на прорезные или навесные петли и пуговицы, крючки-клипсы, внутренние застежки на подкладке (супатные), застежки на тесьму «молнию». В настоящее время наибольшее распространение в одежде из различных видов меха получила застежка на крючки-клипсы. Исследованиями по изучению покупательского спроса на женские изделия из дорогостоящих видов меха установлено, что изделия с застежкой на крючки-клипсы привлекают наибольшее внимание (свыше 70%) ввиду своей надежности, простоты и удобства в обращении. При этом застежки-клипсы должны быть обеспечены кожаной прокладкой, предотвращающей износ волосяного покрова. Изделия с потайной застежкой, которая еще в 80-е годы являлась основным видом застежки в меховом пальто, абсолютно не пользуются спросом. Постепенно входит в моду центральная застежка на навесные или прорезные петли и пуговицы. При изготовлении навесных петель из специальных резинок (что бывает чаще всего) в них со временем накапливается остаточная деформация, приводящая к растяжению петель. Это является их недостатком. В этом отношении навесные петли, выполненные из кожи или замши, имеют явное преимущество. Пальто с застежкой на прорезные петли пользуются низким спросом, что объясняется достаточно быстрым истиранием волосяного покрова в области петель, в результате которого изделие теряет внешний вид. Застежка-молния встречается в молодежных изделиях (чаще экстравагантных форм) и пользуется весьма ограниченным спросом.

В женских изделиях при обработке застежки на крючки-клипсы на левой полочке прорезают отверстия и вставляют в них кольца с кожаной прокладкой, которая пришивается к бортовой прокладке или кожевой ткани. Со стороны правого подборта также прорезают отверстия и вставляют в них крючки, которые пришивают к кожевой ткани. Места прорезов предварительно упрочняются прокладкой. Обтачные петли могут быть выполнены в кант на стачивающей или скорняжной машине, а также в рамку на полочке или планке из кожи или замши. Петли обрабатываются до прокладывания кромки по борту. Застежка на навесные петли предусматривает прокалывание отверстий для петель на припуске борта, после чего в эти отверстия вставляются концы петель, которые пришиваются к бортовой прокладке и кожевой ткани полочки или настрачиваются на припуск борта. Навесные петли обрабатываются после прокладывания кромки по борту.

В изделиях с цельновыкроенными подбортами этап сборки бортов продолжается стачиванием верхних и нижних углов бортов, после чего углы расправляют, вывертывают и выметывают. При ручном соединении подкладки с верхом изделия припуски бортов подшивают (рис. 4.13, а).

В изделиях с подбортами, отрезными на участке лацканов, они обтачиваются на скорняжной машине после притачивания отрезных частей подбортов к верхним срезам припусков бортов. Края бортов на участке лацканов выметываются и вспушиваются, а припуски бортов до притачных частей подбортов или шалевого воротника заметывают и подшивают.

В изделиях из недорогих видов ПМП (например шкурок стриженого кролика) при обработке бортов используется полоска нетканого материала шириной 5–6 см, которая перегибается пополам и пришивается на машине потайного стежка к продублированному борту (рис. 4.14, а). При этом сгиб полоски совпадает с линией перегиба борта. Назначение полоски заключается не только в повышении формоустойчивости борта и создании более привлекательного внешнего вида. Ее применение обеспечивает увеличение площади истирания на сгибах борта, что способствует предохранению его от интенсивного истирания в процессе носки.

При обработке бортов подбортами из кожи (или замши) в зависимости от плотности и толщины кожи подборта дублируются (рис. 4.14, б) или нет (рис. 4.14, в). В последнем случае кромка может быть проложена не только со стороны полочки, но и со стороны подборта. Внешние срезы кромок должны попадать в швы обтачивания бортов.